О компании    Услуги    Новости    Контакты    Ссылки    Вакансии 


>> Главная >> Новости >> Участники парламентских слушаний в ГосДуме РФ констатировали незавершённость реформы электроэнергетической отрасли

07.11.2013

Участники парламентских слушаний в ГосДуме РФ констатировали незавершённость реформы электроэнергетической отрасли

6 ноября с.г. в Москве, в Государственной Думе по инициативе Комитета по энергетике состоялись парламентские слушания на тему «Анализ итогов реформирования РАО «ЕЭС России» и эффективности деятельности созданных на его базе структур».

Мероприятие прошло под председательством заместителя Председателя ГосДумы РФ В.А. Васильева и было приурочено к 10-летию принятия федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. №35-ФЗ, законодательно закрепившего принципы организации электроэнергетической отрасли.

Участие в слушаниях приняли депутаты ГосДумы, представители федеральных органов исполнительной власти, компаний ТЭК, научных, экспертных и общественных организаций. Крупные работодательские организации отрасли были представлены руководителями ОАО «Россети», ОАО «СО ЕЭС», ОАО «Энел ОГК-5», ОАО «Фортум» (ТГК-10), ЗАО «КЭС» и др.

С основными докладами выступили: Министр энергетики РФ А.В. Новак, председатель Комитета по энергетике ГосДумы И.Д. Грачёв, руководитель ФСТ России С.Г. Новиков, Врио руководителя Ростехнадзора А.В. Ферапонтов и заместитель руководителя ФАС России А.Н. Голомолзин. В их обсуждении приняли участие 22 человека.

Министр энергетики РФ А.В. Новак сделал анализ итогов реформирования электроэнергетической отрасли, цели которого были утверждены 526-м постановлением Правительства в июле 2001 года. К ним относилось повышение эффективности функционирования электроэнергетики, а также обеспечение бесперебойного снабжения отраслей экономики и населения электрической энергией. Для реализации указанных целей в марте 2003 г. был принят федеральный закон «Об электроэнергетике», в который неоднократно вносились изменения уточняющего характера и поправки принципиального характера, оказавшие важное влияние на конфигурацию отрасли и рынков электроэнергии.

Говоря об итогах его реализации, докладчик подчеркнул, что базовые принципы, заложенные в основание реформы электроэнергетики, себя оправдали. В короткий промежуток времени была изменена вся система отношений между потребителями, электроэнергетиками и государством, действовавшая в течении предыдущих десятилетий. Осуществленоразделение вертикально-интегрированной монополии РАО «ЕЭС России» по видам деятельности - генерация, передача и распределение электроэнергии, сбыт, оперативно-диспетчерское управление. Это позволило сделать более прозрачной работу каждого сектора электроэнергетики, а регулирование отрасли более эффективным.

Наиболее важное системное достижение заключается в том, что электроэнергетика в результате реформы приведена в единую систему экономических условий, которая построена в России после реформ 90-х годов.

В результате, отметил А.В. Новак, можно констатировать, что отрасль, несмотря на ряд возникающих проблем, в т.ч. по вопросам кадровой составляющей и уровням заработной платы в отрасли, развивается. В том же направлении двигается в последние годы и электроэнергетика и многих зарубежных стран (более подробно с докладом и презентацией Министра энергетики РФ можно ознакомиться на сайте Министерства).

Доклад Министра дополнили другие выступающие. В частности, И.Д. Грачёв и В.М. Тарасюк (ГосДума), Э. Виале (ОАО «Энел ОГК-5») отметили, что реформирование электроэнергетики нуждается в серьёзной корректировке, оно потеряло свой первоначальный импульс, и будущее отрасли весьма неопределённо. Реструктуризация РАО «ЕЭС России» ликвидировала отраслевой центр компетенций. Им пока безуспешно пытается стать на федеральном уровне Минэнерго России, у которого пока нет действенных правовых и экономических механизмов управления функционированием 5 тыс. субъектов электроэнергетики, основной хозяйственной мотивацией которых стало извлечение прибыли. Компенсировать этот пробел взяло на себя Правительство РФ, подменив отраслевое Министерство, принимая решения отраслевого характера. Такая зарегулированность создаёт видимость эффективного управления процессом. Но снимает ответственность с Минэнерго России и региональных органов власти перед субъектами хоздеятельности за последствия реализации директивных документов. Не добавляет такая ситуация и стабильности правил для инвесторов.

В.С. Романов (ГосДума) предложил посмотреть на проблему управления многочисленными разрозненными субъектами электроэнергетики с т.зр. обеспечения энергетической и национальной безопасности, сформировав пакет документов для рассмотрения их Советом Безопасности РФ.

В.В. Кудрявый (замминистра энергетики РФ, 2000-2003 гг.) констатировал, что при реформировании РАО «ЕЭС России» была взята модель Англии. Но за прошедшее время эта страна существенно её скорректировала. Активно развивает советскую модель отрасли Китай. Назрела необходимость внимательно изучить зарубежный опыт и перестать «слепо копировать» не лучшие иностранные образцы реформирования электроэнергетики, в т.ч американскую модель оптовой торговли (PJM).

О назревшей проблеме создания новой модели рынка тепла говорили Б.Ф. Вайнзихер (ЗАО «КЭС»), И.С. Кожуховский («Российское энергетическое агентство») и др.

Первый заместитель председателя Комитета по энергетике ГосДумы Ю.А. Липатов затронул тему принятия 3 апреля с.г. Стратегии развития электросетевого комплекса РФ. Согласно неё, количество территориальных сетевых организаций (ТСО) к 2030 г. поэтапно сократят с 3500 до 800. Там же прописано, что в течение 2013 г. будет разработана и утверждена Правительством РФ программа уменьшения доли ОАО «Россетти» в дочерних сетевых организациях, в которой будут определены сроки, способы продажи соответствующих пакетов акций. Но об этом ГосДуму никто не информировал. Ю.А. Липатов предложил Минэнерго России, чтобы этот процесс был поставлен под контроль общественности, включая Госдуму.

В развитие его выступления представитель Министерства регионального развития РФ С.С. Макаров предложил обсудить новую модель сетевого комплекса: воссоздать существовавшие до 2008 г. региональные АО-энерго, затем передать оборудование напряжением свыше 110 кВ на баланс ОАО «ФСК ЕЭС», а классом ниже – на уровень субъектов РФ. На период реализации такой реформы оставить контроль и имущественное разделение за ОАО «Россети», чтобы обеспечить безденежный обмен активами между МРСК. В результате миноритарии получат контроль за воссозданными АО, а регионы, имеющую прямую заинтересованность, в короткий срок решат все вопросы по консолидации ТСО, действующие на их территориях.

В ходе слушаний были затронуты и проблемы, связанные с работниками отрасли. Прозвучали цифры, что за последние 20 лет численность эксплуатационного персонала возросла с 545 тыс. в 1990 г. до 710 тыс. чел. в 2012 г. (более чем на 30%). При этом на 40% увеличилась численность административно-управленческих работников. В то время как прирост установленной мощности электростанций за рассматриваемый период составил всего 4,7 %.

А.В. Ферапонтов (Ростехнадзор) констатировал, что необходимо инвестировать в безопасность персонала отрасли. По мнению его ведомства, 60% обслуживающего персонала и 40% руководящих работников энергокомпаний демонстрируют полное незнание нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность. В этой связи ректор МЭИ Н.Д. Рогалёв отметил, что в результате реформы в отрасль пришло много сотрудников, не имеющих профильного энергетического образования. Важно воссоздать систему переподготовки кадров и последовательно развивать науку.

По итогам парламентских слушаний было предложено доработать проект решения, предложенный Комитетом по энергетике, и провести в ближайшее время «круглый стол» с привлечением более узкого круга экспертов и специалистов, включая представителей Минэнерго России, где продолжить обсуждение перспектив реформирования электроэнергетики.

В мероприятии принял участие помощник Генерального директора Объединения РаЭл по информационной политике и коммуникациям А.Н. Почтарёв.

Источник: http://www.eprussia.ru/news/base/2013/94677.php

 Главная  О компании  Услуги  Новости  Контакты  Ссылки  Вакансии 

Россия, 630007, г.Новосибирск, ул.Октябрьская, 42, оф. 400/2
Телефон/факс: (383) 202-07-42