О компании    Услуги    Новости    Контакты    Ссылки    Вакансии 


>> Главная >> Новости >> Тарифы ЖКХ должны быть понятны и прозрачны

05.06.2013

Тарифы ЖКХ должны быть понятны и прозрачны

Публичное обсуждение проблем в сфере ЖКХ в последнее время лидирует по сравнению с остальными.

05.06.13
Юрэнерго

Публичное обсуждение проблем в сфере ЖКХ в последнее время лидирует по сравнению с остальными. Возможно, что «кардинальных» изменений в сфере тарифообразования на услуги ЖКХ за последнее время и не произошло, но часть населения уже ощутила снижение платежей за жилищно-коммунальные услуги за счет изменения (или отмены) расходов на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды (далее – ОДН).
От чего же зависят платежи населения? Платежный документ для населения содержит две составляющие: оплату коммунальных услуг и оплату жилищных услуг.
Следует отметить, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Плата за жилищные услуги включает:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт.
В последние годы в сфере тарифообразования коммунальных услуг произошли существенные изменения. Они коснулись электроэнергетики, теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения. В данных отраслях изменились Основы ценообразования, т.е. подходы и правила формирования тарифов. Появились долгосрочные тарифы, долгосрочные параметры регулирования, показатели надежности и качества, введено множество ограничений на формирование затрат, включаемых в тариф. Например, появились ограничения в части арендной платы за основные средства, используемые в процессе оказания коммунальных услуг – теперь арендная плата в тариф включается не в полном объеме по договорам аренды, как было ранее, а только в размере амортизационных отчислений и налогов на содержание указанных объектов основных средств. Цены на товары и услуги в тарифе учитываются на основании конкурсного отбора и др.
Вводятся социальные нормы потребления коммунальных услуг, принято законодательство по раскрытию информации организаций коммунального комплекса. Проводится мониторинг выполнения производственных и инвестиционных программ.
В 2012 г. внесены существенные изменения в законодательство, устанавливающее порядок определения нормативов потребления населением коммунальных услуг и порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах. После поспешного принятия указанных документов в ряде регионов, где они были опробованы на населении, последовала волна массовых недовольств, так как платежи населения при неизменных тарифах выросли в несколько раз. С 1 июня 2013 г. внесены очередные изменения в указанные документы с целью снижения платежей населения.
Таким образом, относительно коммунальных услуг процесс тарифообразования достаточно прозрачный, регулируемый. Действуют предельные индексы повышения тарифов. Кроме того и административные методы регулирования, направленные на сдерживание роста тарифов. Органы регулирования осуществляют жесткий контроль при установлении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, при подтверждении регулируемыми организациями фактических расходов после окончания периода регулирования. Забота о населении – первоочередная социально значимая задача. Правительство ищет пути сдерживания роста тарифов в пределах уровня инфляции.
С оплатой жилищных услуг все гораздо сложнее. Для тех собственников жилых помещений, которые не создали ТСЖ (ЖСК) и не провели общее собрание совместно с управляющей организацией об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. При установлении платы за содержание и ремонт органы местного самоуправления учитывают критерии доступности для населения и ежегодный рост данных платежей контролируется. Другое дело, что управляющие организации не все собранные средства вкладывают в текущее содержание, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда. Всегда есть возможность легализовать собранные денежные средства, например, завысить смету на ремонтные работы и получить у подрядчика эту сумму денег. В самом плохом случае – управляющая организация исчезает с накопленными денежными средствами. Не смотря на то, что управляющие организации в соответствии с действующим законодательством ежегодно размещают информацию о действующих тарифах, фактических расходах, показателях финансово-хозяйственной деятельности, хищений денежных средств более чем достаточно и об этом свидетельствуют результаты прокурорских проверок управляющих организаций, освещаемые в средствах массовой информации. Таким образом, существующая система управления жилищным фондом недостаточно прозрачная.
В случае, если собственники помещений создали ТСЖ (ЖСК), размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливаются общим собранием. При этом, рост платежей никто не регулирует. Собственники сами определяют, за что и сколько они будут платить, но в соответствии с действующим законодательством, они обязаны содержать жилищный фонд в исправном состоянии. Так что сэкономить на текущем и капитальном ремонте не удастся. Как правило, размер платы за жилищные услуги в ТСЖ значительно выше тех, которые устанавливаются местными органами самоуправления в том же населенном пункте.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями. Однако, собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса.
В ТСЖ (ЖСК) размер оплаты населением за коммунальные услуги не отличается от размера оплаты за коммунальные услуги в случае, если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация. Однако, оплата за жилищные услуги может существенно отличаться.
В настоящее время население проявляет низкую активность в процессе управления жилищным фондом. Явка собственников на собраниях низкая. Информирование населения со стороны управляющих организаций недостаточное – зачастую население не владеет информацией о периодичности и видах работ по текущему содержанию и текущему ремонту, которые обязана оказывать управляющая организация. Отсутствие такой информации затрудняет процесс по осуществлению контроля со стороны населения за деятельностью управляющей организации. Для повышения качества оказываемых услуг необходимы четкий и ясный механизм смены недобросовестной управляющей организации, повышение прозрачности раскрываемой информации, ответственность за не информирование населения о периодичности и видах работ по текущему содержанию и текущему ремонту, которые обязана оказывать управляющая организация.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344, в многоквартирных домах, оборудованных коллективными приборами учета, на общем собрании может быть принято решение о распределении между собственниками помещений сверхнормативного расхода коммунальных ресурсов на общедомовые нужды (далее – ОДН) пропорционально размеру общей площади помещений. В данном случае собственники помещений добровольно увеличивают размер оплаты, и никакие ограничения, предельные индексы данный процесс не регулируют. В виду низкой активности по управлению жилищным фондом и высокой занятости населения, есть вероятность злоупотребления данным положением. Собственникам, не участвующим в таких собраниях будет сложно отследить законность принятия подобных решений.
В случае, если такое решение собственниками не принято, то сверхнормативное потребление коммунального ресурса на ОДН должно быть оплачено управляющей организацией, ТСЖ (ЖСК). Вопрос: за счет каких источников, если кроме платежей населения других источников нет. Правда, существуют доходы от оказания собственникам помещений платных услуг, но их управляющие организации, как правило, нигде не отражают. Так как население практически не информировано о периодичности и видах работ по текущему содержанию и текущему ремонту, которые обязана оказывать управляющая организация, то будет сложно проконтролировать, за счет чего она будет экономить, чтобы оплатить сверхнормативное потребление ОДН. В данном случае платежи населения не вырастут, но быстрее всего пострадает качество услуг по текущему содержанию и ремонту жилищного фонда.
Кроме того, хочется напомнить, что собственники доверили управляющим организациям, ТСЖ (ЖСК) управление своим имуществом и собственники помещений имеют право знать: за что и сколько они платят.

Главный экономист ЗАО «Юрэнерго» Исаева Т.В.

Ссылка на источник: http://www.eprussia.ru/com/news/3840.php

 Главная  О компании  Услуги  Новости  Контакты  Ссылки  Вакансии 

Россия, 630007, г.Новосибирск, ул.Октябрьская, 42, оф. 400/2
Телефон/факс: (383) 202-07-42