О компании    Услуги    Новости    Контакты    Ссылки    Вакансии 


>> Главная >> Новости >> Не стоит винить МНПЗ в росте цен на бензин

12.09.2012

Не стоит винить МНПЗ в росте цен на бензин

Аналитики ТЭК

В минувшую пятницу, 7 сентября, появились слухи о том, что более 35% столичных заправок могут приостановить свою работу. По информации некоторых СМИ, причина этого в том, что Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) намерен закрыться на плановый ремонт, а независимые операторы будут вынуждены закупать бензин на Ярославском НПЗ.

Подобная ситуация, безусловно, скажется на стоимости топлива, так как в нее будут закладываться затраты на транспортировку нефтепродуктов. При высоких ценах потребители предпочтут покупать топливо на заправочных станциях, принадлежащих ВИНК, что должно будет привести к временному закрытию независимых заправок. Кроме того, стало известно, что с 1 по 5 сентября МНПЗ отказал независимым операторам в продаже бензина марок АИ-92, 95 и 98 без объяснения причины.

Газпромнефть-МНПЗ — дочернее предприятие Газпром нефти, обеспечивающее около 40% потребностей столичного региона в нефтепродуктах.

Кроме Московского НПЗ бензин на столичные АЗС с Рязанского, Саратовского и Ярославского НПЗ поставляет ТНК-ВР. Компания Лукойл продает в столице бензин, произведенный на принадлежащем ей Нижегородском НПЗ. Роснефть торгует топливом, выпущенным Самарской группой заводов. Эта компания также планирует в течение ближайших двух лет построить в Московской области собственный нефтеперерабатывающий завод мощностью около 12 млн тонн в год.

Итак, разберемся в ситуации вокруг Московского НПЗ.

Во-первых, стоит отметить, что, если вдруг завод откажет независимым АЗС в продаже топлива, это немедленно привлечет внимание ФАС.

Во-вторых, полной остановки Московского НПЗ на ремонт не планируется. Компания Газпром нефть реализует программу модернизации производственных мощностей в течение всего года. Эта программа направлена на улучшение качества выпускаемых нефтепродуктов в соответствии с техрегламентом по моторному топливу, установленным правительством. Так, на производство Евро-3 нефтеперерабатывающие заводы должны перейти до конца 2012 года, Евро-4 — до конца 2014 года, Евро-5 — к концу 2015-го.

В текущем году Газпром нефть запланировала инвестиции в модернизацию Московского НПЗ в размере более 20 млрд руб. Газпромнефть-МНПЗ полностью перешел на выпуск высокооктановых бензинов стандарта Евро-4 в апреле 2012-го.

Кроме того, на время проведения модернизации, чтобы компенсировать возможную нехватку нефтепродуктов, компания формирует резерв для обеспечения потребностей рынка. Благодаря наличию подобных запасов не возникнет снижения предложения продукции.

В том, что плановая модернизация Московского нефтеперерабатывающего завода не приведет к дефициту топлива, позволяют убедиться и производственные показатели компании. Так, за 1-е полугодие 2012 года МНПЗ повысил объемы переработки нефти до 5,6 млн тонн, что на 5,42% больше показателя за аналогичный период прошлого года. Производство светлых нефтепродуктов выросло на 6,05%. За рассматриваемый период было произведено 1,16 млн тонн высокооктановых бензинов, или на 6,43% больше, чем годом ранее. Производство дизельного топлива увеличилось на 5,63%, до 1,36 млн тонн. И то, что завод мог отказать ряду АЗС в продаже бензина в период с 1 по 5 сентября, еще не означает, что этот отказ был обусловлен отсутствием на НПЗ необходимого топлива.

Бензин, несомненно, подорожает к концу 2012 года. По прогнозам общий рост розничных цен может составить около 5-7%. Например, Лукойл объявил о повышении цен на бензин в конце августа, и вполне вероятно, что его примеру последуют другие компании с крупными сетями АЗС, такие как Башнефть и ТНК-ВР. Отмечу, что в то время у некоторых небольших сетей АЗС бензин уже стоил дороже.

Удорожание бензина вполне ожидаемо: оптовые цены на топливо растут, а розничные цены в первой половине года жестко контролировались властями. Напомню, что в январе этого года государство потребовало от нефтяников не повышать розничные цены на бензин до выборов. В то же время с 1 января и с 1 июля повышались акцизы на бензин, а это непосредственно влияет на рост цен на топливо. Так, с 1 января 2012 года акцизы для бензинов стандарта Евро-3 и ниже выросли на 28-30%, для Евро-4 и Евро-5 — на 33%. А с 1 июля 2012 года были подняты ставки акцизов для бензина класса Евро-3 и Евро-2 — на 6,7% и 6,2% соответственно. При этом акцизы на Евро-5 снизились на 24,6%.

Сейчас повышение цен на бензин обусловлено также рыночной конъюнктурой. Осенью топливо традиционно дорожает, причем сезонный рост потребления совпадает удорожанием нефти на международных рынках.

Розничная цена на бензин у независимых операторов АЗС будет несколько выше, чем на заправках, принадлежащих крупным нефтяным компаниям. Причина в том, что топливо, которое поставляют на свои заправки ВИНК, обходится им дешевле, чем независимым операторам, которым приходится покупать продукцию у сторонних НПЗ.

Подведем итоги. Плановая модернизация Московского НПЗ, которую сейчас осуществляет Газпром нефть, не должна отразиться на уровне продаж нефтепродуктов компании. МНПЗ объявил, что в августе 2012 года объем переработки нефти достиг рекордного для предприятия значения 1,06 млн тонн, что на 6,3% выше показателя предыдущего года. Общее повышение цен на бензин позволит Газпром нефти нарастить маржу переработки, что, несомненно, является для компании позитивным фактором.

Рекомендация по акциям Газпром нефти — «держать». Целевая цена — 151 руб.

Юлия Войтович, аналитик Инвесткафе

ЭнергоНьюс ЖКХ

 Главная  О компании  Услуги  Новости  Контакты  Ссылки  Вакансии 

Россия, 630007, г.Новосибирск, ул.Октябрьская, 42, оф. 400/2
Телефон/факс: (383) 202-07-42